«Мне нужен театр: без него я ничто», — сказал Александр Сезар Леопольд Бизе.
Он родился в Париже 25 октября 1838 года в семье музыкантов. При крещении ему было дано имя Жорж, ставшее известным миру.
Великий французский композитор Жорж Бизе — автор 10 законченных и 6 незавершенных опер, 3 оперетт, музыки к драматическому спектаклю, хоровых и оркестровых произведений, камерной музыки. Но самой большой удачей и самым большим разочарованием стала для Бизе его последняя опера «Кармен».
Опера была заказана композитору администрацией парижского театра «Опера комик». Для успеха будущего сочинения назначили опытных либреттистов Анри Мельяка и Людовика Галеви, хорошо известных по популярным произведениям Жака Оффенбаха. Сюжет для новой оперы — новеллу П. Мериме «Кармен», точнее её третью главу с рассказом одного из героев дона Хосе Лиссарабенгоа — предложил сам Бизе. Либреттисты мастерски преобразовали литературный первоисточник, изменив характеры героев. Хозе из мрачного разбойника превратился в простого парня, беззаветно влюбленного в роковую красавицу. Едва намеченный образ тореадора преобразился в блестящего красавца Эскамильо. Появился антипод главной героини — Микаэла. Кармен в опере — горда и свободолюбива, а её чувства настолько искренни, что ради них не страшно отдать жизнь.
3 марта 1875 года в парижском театре «Опера комик» состоялась премьера «Кармен», закончившаяся провалом. Зрители — добропорядочные буржуа — не приняли реализм событий нового спектакля. Критика объявила сочинение «бессмысленным», содержание — «безнравственным», а музыку — «безобразной». Однако, благодаря интересу зрителей, опера на Парижской сцене выдержала 45 представлений в первый сезон.
В 1876 году в Париже «Кармен» увидел Петр Ильич Чайковский, после чего с восторгом написал: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Его предсказание сбылось.
Осенью 1875 года в Вене премьера оперы «Кармен» была с восторгом принята публикой. Это был успех! Жорж Бизе не узнал о триумфе: он умер ровно через три месяца после парижской премьеры.
В 1883 году французский композитор Эрнест Гиро заменил разговорные диалоги первоначальной версии на музыкальные речитативы. Опера «Кармен» в редакции Гиро стала золотым хитом классического музыкального театра и идет на всех крупнейших оперных сценах мира.
В Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета имени А. С. Пушкина опера Бизе была впервые поставлена в 1936 году. Но настоящее открытие «Кармен» для нижегородской публики состоялось в 1939 году. Режиссером стал начинающий свой творческий путь в оперном театре Борис Александрович Покровский, ставивший перед собой задачу создать «спектакль, который правильно бы донес идеи, характеры и музыкальные богатства гениального произведения Бизе».
Режиссер новой постановки оперы Елизавета Мороз считает, что «Кармен», как одна из самых популярных опер в мировом репертуаре, за счёт бесчисленного количества интерпретаций и вариаций на тему дает возможность говорить с помощью этого материала о вещах, выходящих за рамки конкретного сюжета. «Кармен» — театрально-музыкальный миф, который помогает осмыслить природу человеческих отношений, а так же сам театр как таковой. В ней заложены мотивы абсолютной свободы, постоянной игры, пограничность ситуаций и придуманная французом Испания…
Все это — в гениальной музыке Жоржа Бизе, новая версия которой состоится на сцене Нижегородского театра оперы и балета.